В следующем году исполнится 60 лет со дня основания музея адмирала Макарова
В 1949 году Николаевскому кораблестроительному институту было присвоено имя адмирала Степан Осипович Макарова, а на ученом совете принято решение о создании мемориального кабинета имени великого флотоводца и учреждении именной макаровской стипендии. Сразу же работу по созданию будущего музея возглавил доцент кафедры теории корабля, преподаватель Юрий Афанасьев. За пять последующих лет он собрал 75 экспонатов, связанных с адмиралом Макаровым.
Но в 1954 году Афанасьев переезжает в Одессу, после чего музейная коллекция не пополнялась долгие годы, - рассказывает заведующая музеем имени Макарова Елена Фещенко. - И только в 1970 году в рамках подготовки к 50-летию института было принято решение восстановить работу над созданием музея Макарова и о создании музея института. Стоит отметить, что работа по созданию музея института так и не началась, а вот под музей Макарова выделили уже целую комнату в ныне старом корпусе, который расположен на улице Скороходова. Второй раз работу по созданию музея и пополнению коллекции возглавил преподаватели кафедры военно-морской подготовки Александр Нищенко и Владислав Мацкевич.
В 1986 году под музей Макарова выделяют новое просторное помещение в Новом корпусе института. Но только в 1991 году в мае месяце обновленная экспозиция была открыта для посетителей.
Выставку музейных экспонатов открывает стенды с копиями фотографий конца 19 - начало 20 века, когда жил и работал Степан Осипович Макаров. Глядя на них, можно легко погрузиться в атмосферу старинного Николаева той эпохи. На фотографиях изображен дом, в котором родился будущий адмирал 27 декабря 1848 года. Ныне эта улица носит название адмирала Макарова, в те времена она именовалась Католическая. Есть и фото дома, который купил его отец после службы. Стоит отметить, что именно этот дом, который и ныне расположен на улице Московской, долгое время считали истинным место рождения Макарова. Также на фото изображены люди, которые сыграли значительную роль в жизни Макарова на юношеском этапе его жизни. К примеру, командующий тихоокеанской эскадрой адмирал Попов. На его флагманском корабле «Богатырь» Макаров в качестве кадета проходил плавательную практику. Также ест фотографии Макарова в период учебы и изображения первой научной публикации адмирала на тему «Проблемы девиации в море», датированной 1867 годом.
Далее расположены экспонаты, связанные с его научной деятельностью. Степан Осипович задумал разработать специальные пластины, которые предназначены предотвратить течь в кораблях. Работать над этим изобретением он начал после случая с броненосцем «Русалка», на котором он служил. Этот корабль при исполнении маневров задел дно и чуть из-за полученной пробоины не потонул. После этого случая Макаров вначале вводит понятие «живучести» корабля, а позже он разработал специальный пластырь-пластины для заделки пробоин. Благодаря международной выставке в Вене в 1878 году, его пластырь получил мировое признание и мировое распространение. Образец этого пластыря можно увидеть на одном из стендов музея.
На следующем стенде можно ознакомиться с материалами, которые описывают инновации Макарова в Русско-турецкой войне. В тот период времени он предложил минное вооружение, которое считается оборонительным, использовать в качестве наступательного оружия путем разработки первых прототипов торпедных аппаратов.
Есть фотоуголок семьи Макарова. К примеру, его жены и сына Вадима. К сожалению, в музее нет изображений двух дочерей адмирала.
Отдельный стенд знакомит посетителей с Макаровым-гидрографом. Стоит отметить его методику определения подводных течений и изобретение - флюлюктометр. Макет этого изобретения представлен в музее.
В 1885 году Макаров назначен командиров корвета «Витязь». Перед будущим адмиралом стояла задача совершения кругосветного путешествия на этом корабле. Макет парусника «Витязь» представлен в экспозиции музея. Также представлен и стендовый макет ледокола «Ермак». На реальном ледоколе «Ермак» Степан Осипович осваивал арктические просторы России. Этому нелегкому периоду в жизни Макарова посвящен отдельный стенд. К примеру, есть фотография, на которой изображено как «Ермак» освобождал из ледового плена два российских корабля: крейсер «Громобой» и броненосец «Генерал Апраксин». Также представлены подледники книг, в которых Степан Осипович описывает две арктические экспедиции. Стоит отметить, что «Ермак прослужил» 65 лет и, когда он пришел на порезку, все его механизмы были рабочими. В итоге, корабль был разрезан на части, которые были розданы в различные промышленные и проектные учреждения страны. Таким образом, трап и кресло из кают-компании попало в музей института.
Степан Осипович Макаров погиб на дальнем востоке командую тихоокеанской эскадрой 31 марта 1904 года. В музее есть фотографии момента гибели флагманского броненосца эскадры «Петропавловск». По сведениям очевидцев корабль потонул за 2 минуты, забрав с собой жизни 648 человек, среди которых был и Макаров. Фотографии сделаны с береговой вышки. Также представлены самые последние фотографии Макарова, сделанные за 17 дней до его гибели.
Автор: Сергей Селиваник
Ссылка