Одесса - Южная столица

Девиз: Одесситы всех стран, соединяйтесь!
Статус: областной центр
Страна: Украина
Прежние названия: Хаджибей (до 1794)
Состоит из: 4-х районов
Дата основания: 22/08 (2/09 н. ст.) 1794
Первое упоминание: 10/01 1795
Город с: 1794
День освобождения: 10 апреля 1944
Площадь: 163 км²
Климат: умеренный
Геогр. координаты: 46°28′ с. ш. 30°44′ в. д. (G)
Название жителей: одессит, одесситка, одесситы
Население 1 008 604 чел. (01.02.2009)
• Место по населению 1-е в области,
4-е в стране
• Плотность 6139 чел./км²
• Нац. состав украинцы, русские, болгары, евреи, молдаване, белорусы, армяне, поляки, греки, немцы и другие
• Осн. конфессии православие
Агломерация Одесская агломерация 1,191 млн. чел. (2001)
Время: UTC +2 поясн. / +3 летн.
Телефонный код: +380 48
Почтовые индексы: 65000 — 65480
Города-побратимы: Александрия, Балтимор, Валенсия, Ванкувер, Варна, Генуя, Ереван, Иокогама, Калькутта, Кишинев, Констанца, Ливерпуль, Лодзь, Марсель, Никосия, Оулу, Пирей, Регенсбург, Сегед, Сплит, Стамбул, Триполи, Хайфа, Циндао
Город Одесса с населением более 1 млн. жителей - административный центр одноименной области, и с городами-спутниками, Ильичевском и Южным, формирует важный промышленный и торговый комплекс.
Город расположен на северо-западном побережье Черного моря, на пересечении путей из Северной и Центральной Европы на Ближний Восток и в Азию.
Развитая сеть автодорог, расположение города в близости от рек Дунай, Днестр, Южный Буг и Днепр, а также крупные морские порты Одесса, Ильичевск и Южный — в сочетании с Одесским международным Аэропортом и железной дорогой создают благоприятные уникальные предпосылки для приема, обработки, хранения и транспортировки грузов, а также обработки мощных пассажиропотоков.
В экономике Одессы доминируют предприятия, связанные с морским бизнесом, наряду с ними важную роль в жизнедеятельности города играют продовольственные, перерабатывающие предприятия и предприятия легкой промышленности. Одесский Муниципалитет предоставляет свою приоритетную поддержку тем отраслям промышленности, производство которых направлено на удовлетворение различных потребительских нужд. Здравоохранение, образование, жилищное строительство, городской транспорт, культура, коммунальные услуги, использование и продажа земли и недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, пребывают под нашим контролем и управлением. Лицензирование предпринимательской деятельности также относится к компетенции Муниципалитета.
Благодаря прекрасным санаториями, пляжам и комплексам отдыха Одесса привлекает, особенно в летний период, большое количество туристов. Развитие туристического бизнеса привлекательно и прибыльно.
Учитывая наличие множества образовательных учреждений, театров, музеев, библиотек и других объектов культурного и образовательного профиля, город известен во всем мире не только как экономический, но также и как культурный центр.
Но основным богатством города являются его жители. Они всегда отличались своей деловой смекалкой, инициативой и терпимостью. Одесса - самый многонациональный город в Украине, где люди различных наций живут и ладят друг с другом. С самого детства жители города воспитываются в атмосфере гостеприимства, сердечности и острого юмора, именно поэтому никакие междоусобные столкновения не имели здесь места в прошлом и не произойдут в будущем.
Одесса гостеприимно открывает Вам двери для культурного и делового сотрудничества.
Добро пожаловать в Одессу!

Девиз: Одесситы всех стран, соединяйтесь!
Статус: областной центр
Страна: Украина
Прежние названия: Хаджибей (до 1794)
Состоит из: 4-х районов
Дата основания: 22/08 (2/09 н. ст.) 1794
Первое упоминание: 10/01 1795
Город с: 1794
День освобождения: 10 апреля 1944
Площадь: 163 км²
Климат: умеренный
Геогр. координаты: 46°28′ с. ш. 30°44′ в. д. (G)
Название жителей: одессит, одесситка, одесситы
Население 1 008 604 чел. (01.02.2009)
• Место по населению 1-е в области,
4-е в стране
• Плотность 6139 чел./км²
• Нац. состав украинцы, русские, болгары, евреи, молдаване, белорусы, армяне, поляки, греки, немцы и другие
• Осн. конфессии православие
Агломерация Одесская агломерация 1,191 млн. чел. (2001)
Время: UTC +2 поясн. / +3 летн.
Телефонный код: +380 48
Почтовые индексы: 65000 — 65480
Города-побратимы: Александрия, Балтимор, Валенсия, Ванкувер, Варна, Генуя, Ереван, Иокогама, Калькутта, Кишинев, Констанца, Ливерпуль, Лодзь, Марсель, Никосия, Оулу, Пирей, Регенсбург, Сегед, Сплит, Стамбул, Триполи, Хайфа, Циндао
Город Одесса с населением более 1 млн. жителей - административный центр одноименной области, и с городами-спутниками, Ильичевском и Южным, формирует важный промышленный и торговый комплекс.
Город расположен на северо-западном побережье Черного моря, на пересечении путей из Северной и Центральной Европы на Ближний Восток и в Азию.
Развитая сеть автодорог, расположение города в близости от рек Дунай, Днестр, Южный Буг и Днепр, а также крупные морские порты Одесса, Ильичевск и Южный — в сочетании с Одесским международным Аэропортом и железной дорогой создают благоприятные уникальные предпосылки для приема, обработки, хранения и транспортировки грузов, а также обработки мощных пассажиропотоков.
В экономике Одессы доминируют предприятия, связанные с морским бизнесом, наряду с ними важную роль в жизнедеятельности города играют продовольственные, перерабатывающие предприятия и предприятия легкой промышленности. Одесский Муниципалитет предоставляет свою приоритетную поддержку тем отраслям промышленности, производство которых направлено на удовлетворение различных потребительских нужд. Здравоохранение, образование, жилищное строительство, городской транспорт, культура, коммунальные услуги, использование и продажа земли и недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, пребывают под нашим контролем и управлением. Лицензирование предпринимательской деятельности также относится к компетенции Муниципалитета.
Благодаря прекрасным санаториями, пляжам и комплексам отдыха Одесса привлекает, особенно в летний период, большое количество туристов. Развитие туристического бизнеса привлекательно и прибыльно.
Учитывая наличие множества образовательных учреждений, театров, музеев, библиотек и других объектов культурного и образовательного профиля, город известен во всем мире не только как экономический, но также и как культурный центр.
Но основным богатством города являются его жители. Они всегда отличались своей деловой смекалкой, инициативой и терпимостью. Одесса - самый многонациональный город в Украине, где люди различных наций живут и ладят друг с другом. С самого детства жители города воспитываются в атмосфере гостеприимства, сердечности и острого юмора, именно поэтому никакие междоусобные столкновения не имели здесь места в прошлом и не произойдут в будущем.
Одесса гостеприимно открывает Вам двери для культурного и делового сотрудничества.
Добро пожаловать в Одессу!
Одесса - экономический центр Северного Причерноморья


Одесса - один из главных экономических центров Украины, сочетающий в себе крупнейший морской порт, развитую промышленность, курортно-рекреационный комплекс, транспортную, финансовую и социальную инфраструктуру. Основными народнохозяйственными функциями, которые выполняет Одесса на уровне международного разделения труда, являются транспортная и внешнеторговая.
Город расположен на пересечении важнейших международных путей из Европы в Азию, из Центральной и Северной Европы на Ближний Восток. Через Одессу проходит международный транспортный коридор №9, связывающий Финляндию, Россию, Литву, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.
Одесский морской порт является крупнейшим в стране: имеет мощность 20 млн. тонн грузов в год, общую длину береговой линии - 8 км, принимает суда длиной до 250 м и осадкой до 12,5 м. Транспортными линиями порт связан более чем с 600 портами 100 стран мира. Действуют паромные переправы, связывающие Одесский порт с Турцией и Грецией. По общеклассификационным параметрам порт относится к классу самых крупных портов, имеет международную категорию и активный баланс грузооборота, является торговым портом многофункционального типа. Законом Украины "О специальной (свободной) экономической зоне "Порто-Франко" на территории Одесского морского торгового порта создана свободная экономическая зона, в которой субъекты хозяйственной деятельности имеют льготный режим налогообложения.
Помимо морского транспорта в городе развиты железнодорожный, автомобильный, авиационный и трубопроводный.
Одесса представляет собой единственный полностью сформированный в Украинском Причерноморье локальный территориально-производственный комплекс - промышленный узел. Наибольший удельный вес в структуре производства промышленной продукции города занимают предприятия пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, топливной промышленности, черной металлургии, промышленности стройматериалов, химической и нефтехимической, легкой и медицинской промышленности.
Международный Аэропорт "Одесса" относится к группе наиболее крупных аэропортов Украины и связан воздушными линиями со многими городами Украины, СНГ, а также странами Западной Европы, Азии, Африки. Учитывая выгодное географическое положение Одессы, как Евро-Азиатского перекрестка воздушных линий, наличие мощного транспортного узла, беря во внимание прогнозы роста авиационных пассажирских и грузовых перевозок, сделанные ведущими экспертными компаниями мира, предполагается реконструкция Аэропорта в соответствии с международными требованиями. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины аэропорт передан в коммунальную собственность города.
В Одессе действуют отделение Национального Банка Украины, около 30 коммерческих банков, включая филиалы и отделения, 27 страховых компаний и их филиалов, филиал Украинской фондовой биржи.
Одесса, по сравнению с другими городами Украины, быстрее всех встала на путь развития предпринимательства, особенно в области торговли. В этой сфере услуг получили свое активное развитие давние традиции города Одессы, как торгового центра юга Украины.
В городе работает более 467 совместных предприятий с иностранным капиталом. Важным шагом в создании благоприятного инвестиционного климата стал Указ Президента Украины "О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения", который позволяет инвесторам приобретать предприятия вместе с землей. Одновременно городские власти рассматривают возможность предоставления налоговых льгот для инвесторов. Мы также готовы предоставить муниципальные гарантии по возврату кредитов, предназначенных для финансирования проектов, имеющих важное значение для развития города.
Город готов к широкому взаимовыгодному сотрудничеству во всех областях. Наибольшее содействие будет оказано субъектам предпринимательской деятельности в реализации проектов в сфере:
• строительства жилья;
• создания новых и реконструкции действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
• развития туризма;
• модернизации городских систем водо- и теплоснабжения;
• внедрения энергосберегающих технологий.
Такое сотрудничество, возможно, прежде всего, на уровне предприятий, фирм. Связующим звеном налаживания сотрудничества может выступить Департамент инвестиционной политики Одесского городского совета. Здесь можно получить необходимую информацию по интересующим вопросам, а также установить контакты с соответствующими организациями, учреждениями и предприятиями города.
ФЕНОМЕН ОДЕССЫ
Прежде всего, решались три задачи: 1) ослабить Турцию, лишив ее экономически активного потенциала; 2) из бывших турецких подданных сформировать соответствующие воинские подразделения (греческий батальон, арнаутский полк и т. п.); 3) создать экономическую, военную, демографическую основу для будущей Византийской империи.
14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Ени-Дунья (Хаджибей). После окончания войны, на месте селения осталось несколько домов и развалины крепости.
В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок для матросов Средиземноморской флотилии. Его проект на основании карт военного времени составил в Санкт-Петербурге военный инженер голландского происхождения Франц Павлович Деволан.
В 1792 г. инженер А.Шостак изучил местность, провел топографическую съемку. В том же году Ф.Деволан в соответствии с характером рельефа доработал проект. Проектом предусматривалось, кроме размещения порта и жилых кварталов, создание главной городской площади с размещением соборной церкви.
В 1793 г. И.Дерибас, Ф.Деволан и А.Шостак обследовали черноморское побережье. Самой удобной для торгового города и главного порта признали территорию и гавань Хаджибея. В результате 27 мая 1794 г. был издан Указ об основании г.Хаджибея и утвержден его первоначальный план, разработанный Ф.Деволаном.
В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.
Как отмечалось, план города был утвержден в 1794 г., вместе с Указом о его основании. Но в действительности это была эскизная схема, в которой условно показывались размеры кварталов и улиц, принцип композиционного построения. В процессе строительства и заселения Одессы, Ф.Деволан значительно развил и уточнил свои предложения, составив в 1795 г. очередную редакцию проекта, который начал воплощаться в жизнь.
Именно в соответствии с планом 1795 г. общегородской центр разместился по оси Военной балки в виде широкого проспекта, застроенного торговыми рядами. Проспект подводил к просторной площади, впоследствии названной Греческой, с лавками по периметру.
Одним из главных композиционных элементов в планировке городского центра стала Соборная площадь - главная общественная площадь города. Вокруг площади с монументальным Собором размещалась малоэтажная жилая застройка, которая подчеркивала градоформирующую роль нового здания.
Таким образом, к середине ХIХ века Одесса приобрела черты крупного европейского города, с центральной площадью, вокруг которой формировалась регулярная городская застройка, кафедральным собором и главной городской доминантой – колокольней.
После этого началось бурное развитие всего края и Одессы, ставшей вскоре одним из красивейших городов Российской империи.
На протяжении первых пяти-семи лет в городе было построено более тысячи зданий и сооружений, возведенных лучшими отечественными инженерами того времени и профессиональными архитекторами. Особенную роль монументальной классической архитектуре в первые годы создания Одессы уделяли такие зодчие, как С. Вентури и Фр. Фраполли. К проектированию для Одессы крупных сооружений гражданского назначения (театра и госпиталя) в начале XIX в. привлекался такой выдающийся архитектор как Тома де Томон, строитель Петербургской биржи. В дальнейшем проект Ришельевского лицея для города составил архитектор А. А. Монферран, ставший позднее создателем Исаакиевского собора в Петербурге. Город строили Франциск и Джованни Фраполли, Александр Дигби, Франц Боффо, Джорджо Торичелли, Луи Цезарь Оттон, Каэтан Даллаква, Франциск Моранди и др. архитекторы, которые прибыли из Италии, Испании, Франции и смогли только здесь реализовать свои творческие способности, в связи с чем Одесса для них стала новой родиной. Рядом с ними активно работали отечественные зодчие Иван Козлов, Феликс Гонсиоровский, Александр Шашин и другие.
27 января 1803 г. последовало назначение градоначальником Одессы герцога А.-Е. Ришелье. Оно составило эру в истории Одессы. Новый градоначальник прежде всего собрал подробные сведения о положении города, а затем на основании полученных данных сделал правительству целый ряд различных предложений.
Он и его последователи продолжили практику привлечения к застройке Одессы самых талантливых архитекторов того времени.
Формирование феномена Одессы продолжалось до 1917 года, оно продолжается и сейчас. Органы государственной власти и местного самоуправления большое внимание уделяют проблемам сохранения объектов культурного наследия Одессы, совершенствуется законодательство, ужесточаются требования к качеству проектных и реставрационных работ.
Из государственного и местного бюджетов выделяются средства для сохранения объектов культурного наследия, но этих средств явно недостаточно.
Для привлечения дополнительных средств между собственниками и органом охраны в обязательном порядке заключаются охранные договоры, в соответствии с которыми стороны вступают в юридические отношения. В охранном договоре собственник обязуется за счет своих средств содержать принадлежащие ему помещения или в целом объект. В случае невыполнения обязательств, к собственнику могут быть применены санкции в соответствии с законодательством.
Человек, который гуляет по старым улицам и переулкам Одессы, сразу и навсегда влюбляется в этот город. При этом он чаще всего не понимает, в чем причина его комфортного состояния.
Что такое феномен Одессы?
Из каких составляющих он состоит?
Безусловно – на первом месте это – люди, одесситы, которые известны всему миру и живут по всему миру, оставаясь при этом одесситами.
Безусловно – это море и это порт.
Безусловно - это архитектурные шедевры – уникальные жилые и общественные здания, бульвары, театры, памятники, которые достались нам в наследство от талантливых людей, проектировавших и строивших, создававших Одессу.
Но главная архитектурно-градостроительная составляющая феномена Одессы – это регулярность и гуманный масштаб периметральной застройки в исторической части города, создающие у гуляющих по улицам людей неповторимое чувство уюта и комфорта. Каждый квартал и каждый дворик похож и в тоже время индивидуален и неповторим, а главное – масштабен человеку.
Можно ли считать продолжением и таким же талантливым развитием той Одессы, которая известна всему миру, новые жилые районы, сформированные в советский период?
Можно ли считать удачными современные попытки размещения новых объектов в исторической городской среде?
Субъективная угроза архитектурно-градостроительной составляющей феномена Одессы проявилась еще в советское время, когда на свободных от застройки площадках строились советские дома без архитектурных излишеств и без одесского масштаба, которые сразу становились инородными телами в структуре города.
К счастью, размещение таких объектов тогда не получило широкого распространения в силу ряда причин, в том числе и благодаря противодействию части архитектурной общественности.
Сейчас эта угроза обострилась в связи с экономическими изменениями в стране и безудержным ростом стоимости жилья, торговых и офисных помещений в престижных районах. Инвесторы хотят получить как можно большую площадь зданий для ее последующей продажи. Соответственно, некоторыми одесскими проектировщиками эти пожелания инвесторов реализуются в части значительного повышения этажности новых зданий, располагающихся в окружении исторических зданий, в том числе объектов культурного наследия, которые находятся под охраной государства.
В некоторых случаях инвесторам вместе с так называемыми архитекторами мешают сами памятники истории, градостроительства и архитектуры. В результате объекты культурного наследия подвергаются варварскому разрушению.
Как остановить процесс разрушения феномена Одессы в целом и городского масштаба в частности?
Размещение новых объектов регламентируется рядом документов и начинается с разработки историко-градостроительного обоснования в соответствии с порядком, утвержденным Государственной службой по вопросам охраны объектов культурного наследия. На этой стадии определяются граничные параметры нового объекта, т.е. его площадь, высота и строительный объем. Архитектурно-стилистические особенности определяются в ходе разработки эскизного проекта.
Ведущая роль в размещении новых объектов в городе принадлежит управлению архитектуры и градостроительства горсовета.
В случае размещения нового объекта в исторической застройке города систему ограничений для проектировщиков определяет исходная документация, разрабатываемая управлением охраны объектов культурного наследия.
В чем залог успеха или причина неудачи при размещении новых объектов?
Одесса застраивалась во времена, когда доминирующим в архитектуре и градостроительстве был стиль русского классицизма. Одним из основных принципов классицизма является принцип золотого сечения или золотой пропорции. В планировочной структуре нашего города принцип золотого сечения выразился в том, что если ширину улицы принять за единицу, то высота стеновой конструкции дома должна быть меньше с использованием коэффициента 0,62. Например, при ширине улицы в 25 метров высота стеновой конструкции должна быть не более 15,5 метра. Устройство мансардных этажей, доминант на углах кварталов или на завершениях улиц может обосновываться индивидуально соответствующей научно-проектной документацией.
В составе научно-проектной документации должны быть представлены основные видовые точки объекта, объективно показывающие историческую застройку с размещаемым зданием. При этом необходима визуализация всех уровней восприятия измененной застройки.
В данной работе использованы материалы научно-проектной документации по воссозданию Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.
Начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета,
кандидат архитектуры, доцент Мещеряков В.Н.
В первой трети позапрошлого столетия Одесса стала третьим по значению городом империи после Петербурга и Москвы. Уже в то время в городском театре выступали лучшие певцы, музыканты и театральные труппы Европы. Здемсь блистали «звезды» европейской оперы Аделаида Ринальди и Анжелика Каталани, Джузеппе Марини и Екатерина Патти. В 1947 году в Одессе шесть концертов дал великий Ференц Лист.
После пожара, в пламени которого погиб первый городской театр, был построен новый, который по праву считается одним из лучших в мире. Он открылся в 1887 году. На его сцене пели Баттистини и Карузо, Шаляпин и Собинов, за дирижерским пультом стояли Чайковский и Римский-Корсаков… На сцене русского театра, который был открыт в 1875 году, выступали Сара Бернар и Елеонора Дузе. На сценах Одессы выступали корифеи украинского театра – Марк Кропивницкий, братья Тобилевичи, Мария Заньковецкая… Сегодня в городе работает шесть государственных театров.
В истории музыкальной культуры Одесса известна как город, подаривший миру великих музыкантов ХХ века – Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера. Здесь основана и продолжает активно воспитывать музыкантов всемирно известная школа имени профессора Петра Столярского.
Одесса – город, с которым связано творчество великих художников, среди которых Иван Айвазовский, Кириак Костанди, Василий Кандинский… В нашем городе сформировалась всемирно известная южнорусская живописная школа, эстетика которой близка к французскому импрессионизму.
С Одессой связано литературное творчество многих всемирно известных писателей: Александра Пушкина, Николая Гоголя, Ивана Бунина, Александра Куприна, Шолом Алейхема, Владимира Жаботинского, Хаима Нахмана Бялика, Исаак Бабеля…
Мировую ценность имеют собрания одесских музеев. Археологический музей, начало которому было положено в 1825 году, обладает уникальными собраниями экспонатов, связанных с эпохой античности, отражающих культуру народов дикого поля. Бесценной сокровищницей является его золотая кладовая. В экспозиции и фондах Художественного музея – великолепная коллекция православных икон, шедевры русской и украинской живописи ХУШ – ХХ веков. Музей западного и восточного искусства известен уникальными работами Караваджо, Хальса и других выдающихся мастеров.
Прошлое Одессы отражено в экспозициях Историко-краеведческого и Литературного музеев.
Одесса – город, в котором была создана первая в Украине кинофабрика. Здесь снял свои первые картины выдающийся мастер мирового кино Александр Довженко.
В истории мировой науки Одесса известна как город, в котором работали ученые с мировым именем – великий химик Менделеев, великий биолог Мечников, великий физик Гамов, первый конструктор космических кораблей Королев, выдающийся математик Крейн, выдающийся врач-офтальмолог Филатов…
Есть города, которые обладают неповторимым архитектурным обликом. Одессе среди них принадлежит особая роль. Ее архитектурные памятники уникальны, многие из них признаны шедеврами мирового зодчества.
И сегодня Одесса продолжает оставаться крупнейшим научным и культурным центром, городом студентов, жемчужиной Юга Украины.
Материал подготовлен начальником управления по вопросам культуры и искусств Бродавко Р.И.
Город расположен на пересечении важнейших международных путей из Европы в Азию, из Центральной и Северной Европы на Ближний Восток. Через Одессу проходит международный транспортный коридор №9, связывающий Финляндию, Россию, Литву, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.
Одесский морской порт является крупнейшим в стране: имеет мощность 20 млн. тонн грузов в год, общую длину береговой линии - 8 км, принимает суда длиной до 250 м и осадкой до 12,5 м. Транспортными линиями порт связан более чем с 600 портами 100 стран мира. Действуют паромные переправы, связывающие Одесский порт с Турцией и Грецией. По общеклассификационным параметрам порт относится к классу самых крупных портов, имеет международную категорию и активный баланс грузооборота, является торговым портом многофункционального типа. Законом Украины "О специальной (свободной) экономической зоне "Порто-Франко" на территории Одесского морского торгового порта создана свободная экономическая зона, в которой субъекты хозяйственной деятельности имеют льготный режим налогообложения.
Помимо морского транспорта в городе развиты железнодорожный, автомобильный, авиационный и трубопроводный.
Одесса представляет собой единственный полностью сформированный в Украинском Причерноморье локальный территориально-производственный комплекс - промышленный узел. Наибольший удельный вес в структуре производства промышленной продукции города занимают предприятия пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, топливной промышленности, черной металлургии, промышленности стройматериалов, химической и нефтехимической, легкой и медицинской промышленности.
Международный Аэропорт "Одесса" относится к группе наиболее крупных аэропортов Украины и связан воздушными линиями со многими городами Украины, СНГ, а также странами Западной Европы, Азии, Африки. Учитывая выгодное географическое положение Одессы, как Евро-Азиатского перекрестка воздушных линий, наличие мощного транспортного узла, беря во внимание прогнозы роста авиационных пассажирских и грузовых перевозок, сделанные ведущими экспертными компаниями мира, предполагается реконструкция Аэропорта в соответствии с международными требованиями. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины аэропорт передан в коммунальную собственность города.
В Одессе действуют отделение Национального Банка Украины, около 30 коммерческих банков, включая филиалы и отделения, 27 страховых компаний и их филиалов, филиал Украинской фондовой биржи.
Одесса, по сравнению с другими городами Украины, быстрее всех встала на путь развития предпринимательства, особенно в области торговли. В этой сфере услуг получили свое активное развитие давние традиции города Одессы, как торгового центра юга Украины.
В городе работает более 467 совместных предприятий с иностранным капиталом. Важным шагом в создании благоприятного инвестиционного климата стал Указ Президента Украины "О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения", который позволяет инвесторам приобретать предприятия вместе с землей. Одновременно городские власти рассматривают возможность предоставления налоговых льгот для инвесторов. Мы также готовы предоставить муниципальные гарантии по возврату кредитов, предназначенных для финансирования проектов, имеющих важное значение для развития города.
Город готов к широкому взаимовыгодному сотрудничеству во всех областях. Наибольшее содействие будет оказано субъектам предпринимательской деятельности в реализации проектов в сфере:
• строительства жилья;
• создания новых и реконструкции действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
• развития туризма;
• модернизации городских систем водо- и теплоснабжения;
• внедрения энергосберегающих технологий.
Такое сотрудничество, возможно, прежде всего, на уровне предприятий, фирм. Связующим звеном налаживания сотрудничества может выступить Департамент инвестиционной политики Одесского городского совета. Здесь можно получить необходимую информацию по интересующим вопросам, а также установить контакты с соответствующими организациями, учреждениями и предприятиями города.
ФЕНОМЕН ОДЕССЫ
Предпосылки
В середине XVIII в. все Северное Причерноморье принадлежало Крымскому ханству - вассалу Турции. Учитывая слабость последней, Российская империя начала войны для воплощения в жизнь так называемого греческого проекта, суть которого состояла в том, чтобы овладеть Балканами, создав два вассальных государства. На обломках Турецкой империи планировалось возродить древние державы: Дакию на месте Румынии и Византию со столицей в Константинополе. Императором последней должен был стать второй внук Екатерины II, специально названный Константином. Византийская империя помимо Греции и побережья Малой Азии должна была располагаться также на землях Северного Причерноморья. Поэтому новые города здесь заранее получали названия с греческими корнями - Мариуполь, Херсон, Ольвиополь, Севастополь, Симферополь, Никополь, Тирасполь, Овидиополь, Одесса. Прежде всего, решались три задачи: 1) ослабить Турцию, лишив ее экономически активного потенциала; 2) из бывших турецких подданных сформировать соответствующие воинские подразделения (греческий батальон, арнаутский полк и т. п.); 3) создать экономическую, военную, демографическую основу для будущей Византийской империи.
14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Ени-Дунья (Хаджибей). После окончания войны, на месте селения осталось несколько домов и развалины крепости.
В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок для матросов Средиземноморской флотилии. Его проект на основании карт военного времени составил в Санкт-Петербурге военный инженер голландского происхождения Франц Павлович Деволан.
В 1792 г. инженер А.Шостак изучил местность, провел топографическую съемку. В том же году Ф.Деволан в соответствии с характером рельефа доработал проект. Проектом предусматривалось, кроме размещения порта и жилых кварталов, создание главной городской площади с размещением соборной церкви.
В 1793 г. И.Дерибас, Ф.Деволан и А.Шостак обследовали черноморское побережье. Самой удобной для торгового города и главного порта признали территорию и гавань Хаджибея. В результате 27 мая 1794 г. был издан Указ об основании г.Хаджибея и утвержден его первоначальный план, разработанный Ф.Деволаном.
В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.
Начало
Развитие Одессы сразу после основания города не было активным, но значительно ускорилось в первые два десятилетия ХІХ века. Став главным поставщиком украинского и бессарабского хлеба для стран Западной Европы и Передней Азии, Одесский порт значительно увеличил свои обороты. Город становился важным культурным, административным и духовным центром юга страны.Как отмечалось, план города был утвержден в 1794 г., вместе с Указом о его основании. Но в действительности это была эскизная схема, в которой условно показывались размеры кварталов и улиц, принцип композиционного построения. В процессе строительства и заселения Одессы, Ф.Деволан значительно развил и уточнил свои предложения, составив в 1795 г. очередную редакцию проекта, который начал воплощаться в жизнь.
Именно в соответствии с планом 1795 г. общегородской центр разместился по оси Военной балки в виде широкого проспекта, застроенного торговыми рядами. Проспект подводил к просторной площади, впоследствии названной Греческой, с лавками по периметру.
Одним из главных композиционных элементов в планировке городского центра стала Соборная площадь - главная общественная площадь города. Вокруг площади с монументальным Собором размещалась малоэтажная жилая застройка, которая подчеркивала градоформирующую роль нового здания.
Таким образом, к середине ХIХ века Одесса приобрела черты крупного европейского города, с центральной площадью, вокруг которой формировалась регулярная городская застройка, кафедральным собором и главной городской доминантой – колокольней.
После этого началось бурное развитие всего края и Одессы, ставшей вскоре одним из красивейших городов Российской империи.
Формирование феномена
Строительство молодого города целиком легло на плечи Ф. П. Деволана, который возглавил специальную комиссию и, невзирая на утвержденный проект, постоянно работал над улучшением планировочной композиции города, уточняя ее с возможностями реализации. Градостроитель в течение только 1794 года выполнил несколько проектов планировки, где уточнялись трассировка улиц, назначение площадей, положение общественных зданий, в том числе и храмов. Среди них особенно важен план, разработанный в декабре 1794 г., в котором не только зафиксирована осуществленная застройка, намечены ближайшие перспективы, но также изменена конфигурация Соборной площади между двумя планировочными сетками. Вместо квадратной с одним раскрытым углом она стала семигранной. Это выполнено с помощью отступления красных линий на двух кварталах по Преображенской улице между Дерибасовской, Греческой и Полицейской и срезанным углам прилегающих кварталов западной сетки. Стороны всех окружающих кварталов застраивались, а площадь намечалось превратить в зеленый сквер с радиальной системой аллей, которые отходили от уже русской церкви, которая заняла центральное положение.На протяжении первых пяти-семи лет в городе было построено более тысячи зданий и сооружений, возведенных лучшими отечественными инженерами того времени и профессиональными архитекторами. Особенную роль монументальной классической архитектуре в первые годы создания Одессы уделяли такие зодчие, как С. Вентури и Фр. Фраполли. К проектированию для Одессы крупных сооружений гражданского назначения (театра и госпиталя) в начале XIX в. привлекался такой выдающийся архитектор как Тома де Томон, строитель Петербургской биржи. В дальнейшем проект Ришельевского лицея для города составил архитектор А. А. Монферран, ставший позднее создателем Исаакиевского собора в Петербурге. Город строили Франциск и Джованни Фраполли, Александр Дигби, Франц Боффо, Джорджо Торичелли, Луи Цезарь Оттон, Каэтан Даллаква, Франциск Моранди и др. архитекторы, которые прибыли из Италии, Испании, Франции и смогли только здесь реализовать свои творческие способности, в связи с чем Одесса для них стала новой родиной. Рядом с ними активно работали отечественные зодчие Иван Козлов, Феликс Гонсиоровский, Александр Шашин и другие.
27 января 1803 г. последовало назначение градоначальником Одессы герцога А.-Е. Ришелье. Оно составило эру в истории Одессы. Новый градоначальник прежде всего собрал подробные сведения о положении города, а затем на основании полученных данных сделал правительству целый ряд различных предложений.
Он и его последователи продолжили практику привлечения к застройке Одессы самых талантливых архитекторов того времени.
Формирование феномена Одессы продолжалось до 1917 года, оно продолжается и сейчас. Органы государственной власти и местного самоуправления большое внимание уделяют проблемам сохранения объектов культурного наследия Одессы, совершенствуется законодательство, ужесточаются требования к качеству проектных и реставрационных работ.
Из государственного и местного бюджетов выделяются средства для сохранения объектов культурного наследия, но этих средств явно недостаточно.
Для привлечения дополнительных средств между собственниками и органом охраны в обязательном порядке заключаются охранные договоры, в соответствии с которыми стороны вступают в юридические отношения. В охранном договоре собственник обязуется за счет своих средств содержать принадлежащие ему помещения или в целом объект. В случае невыполнения обязательств, к собственнику могут быть применены санкции в соответствии с законодательством.
Суть феномена и предложения по его сохранению
Одесса – пока еще не подтвержденный документально феномен мирового культурного наследия. Что же в Одессе является уникальным в этом аспекте: Оперный театр, ансамбль Приморского бульвара, Дерибасовская?Человек, который гуляет по старым улицам и переулкам Одессы, сразу и навсегда влюбляется в этот город. При этом он чаще всего не понимает, в чем причина его комфортного состояния.
Что такое феномен Одессы?
Из каких составляющих он состоит?
Безусловно – на первом месте это – люди, одесситы, которые известны всему миру и живут по всему миру, оставаясь при этом одесситами.
Безусловно – это море и это порт.
Безусловно - это архитектурные шедевры – уникальные жилые и общественные здания, бульвары, театры, памятники, которые достались нам в наследство от талантливых людей, проектировавших и строивших, создававших Одессу.
Но главная архитектурно-градостроительная составляющая феномена Одессы – это регулярность и гуманный масштаб периметральной застройки в исторической части города, создающие у гуляющих по улицам людей неповторимое чувство уюта и комфорта. Каждый квартал и каждый дворик похож и в тоже время индивидуален и неповторим, а главное – масштабен человеку.
Можно ли считать продолжением и таким же талантливым развитием той Одессы, которая известна всему миру, новые жилые районы, сформированные в советский период?
Можно ли считать удачными современные попытки размещения новых объектов в исторической городской среде?
Субъективная угроза архитектурно-градостроительной составляющей феномена Одессы проявилась еще в советское время, когда на свободных от застройки площадках строились советские дома без архитектурных излишеств и без одесского масштаба, которые сразу становились инородными телами в структуре города.
К счастью, размещение таких объектов тогда не получило широкого распространения в силу ряда причин, в том числе и благодаря противодействию части архитектурной общественности.
Сейчас эта угроза обострилась в связи с экономическими изменениями в стране и безудержным ростом стоимости жилья, торговых и офисных помещений в престижных районах. Инвесторы хотят получить как можно большую площадь зданий для ее последующей продажи. Соответственно, некоторыми одесскими проектировщиками эти пожелания инвесторов реализуются в части значительного повышения этажности новых зданий, располагающихся в окружении исторических зданий, в том числе объектов культурного наследия, которые находятся под охраной государства.
В некоторых случаях инвесторам вместе с так называемыми архитекторами мешают сами памятники истории, градостроительства и архитектуры. В результате объекты культурного наследия подвергаются варварскому разрушению.
Как остановить процесс разрушения феномена Одессы в целом и городского масштаба в частности?
Размещение новых объектов регламентируется рядом документов и начинается с разработки историко-градостроительного обоснования в соответствии с порядком, утвержденным Государственной службой по вопросам охраны объектов культурного наследия. На этой стадии определяются граничные параметры нового объекта, т.е. его площадь, высота и строительный объем. Архитектурно-стилистические особенности определяются в ходе разработки эскизного проекта.
Ведущая роль в размещении новых объектов в городе принадлежит управлению архитектуры и градостроительства горсовета.
В случае размещения нового объекта в исторической застройке города систему ограничений для проектировщиков определяет исходная документация, разрабатываемая управлением охраны объектов культурного наследия.
В чем залог успеха или причина неудачи при размещении новых объектов?
В первую очередь – в соблюдении масштаба исторической застройки и в соблюдении традиционных принципов ее формирования.
Во вторую очередь – в таланте архитекторов и в культуре строителей.Одесса застраивалась во времена, когда доминирующим в архитектуре и градостроительстве был стиль русского классицизма. Одним из основных принципов классицизма является принцип золотого сечения или золотой пропорции. В планировочной структуре нашего города принцип золотого сечения выразился в том, что если ширину улицы принять за единицу, то высота стеновой конструкции дома должна быть меньше с использованием коэффициента 0,62. Например, при ширине улицы в 25 метров высота стеновой конструкции должна быть не более 15,5 метра. Устройство мансардных этажей, доминант на углах кварталов или на завершениях улиц может обосновываться индивидуально соответствующей научно-проектной документацией.
В составе научно-проектной документации должны быть представлены основные видовые точки объекта, объективно показывающие историческую застройку с размещаемым зданием. При этом необходима визуализация всех уровней восприятия измененной застройки.
В данной работе использованы материалы научно-проектной документации по воссозданию Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.
Начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета,
кандидат архитектуры, доцент Мещеряков В.Н.
История Одессы. Культурный аспект
История Одессы непохожа на историю других городов Украины. Город, основанный в 1794 году, изначально строился по европейскому образцу. Его «отцы – основатели» адмирал Иосиф Дерибас, выдающийся военный инженер Франц Деволан, градоначальник герцог де Ришелье и другие, задумали его не только как крупный центр международной торговли, самый большой порт на Черном море, но и как очаг науки, просвещения и культуры на юге огромной Российской империи. Поэтому неслучайно уже в 1809 году в Одессе открылся первый городской театр, а в середине двадцатых годов Х1Х столетия – Ришельевский лицей, на базе которого вырос Новороссийский университет.В первой трети позапрошлого столетия Одесса стала третьим по значению городом империи после Петербурга и Москвы. Уже в то время в городском театре выступали лучшие певцы, музыканты и театральные труппы Европы. Здемсь блистали «звезды» европейской оперы Аделаида Ринальди и Анжелика Каталани, Джузеппе Марини и Екатерина Патти. В 1947 году в Одессе шесть концертов дал великий Ференц Лист.
После пожара, в пламени которого погиб первый городской театр, был построен новый, который по праву считается одним из лучших в мире. Он открылся в 1887 году. На его сцене пели Баттистини и Карузо, Шаляпин и Собинов, за дирижерским пультом стояли Чайковский и Римский-Корсаков… На сцене русского театра, который был открыт в 1875 году, выступали Сара Бернар и Елеонора Дузе. На сценах Одессы выступали корифеи украинского театра – Марк Кропивницкий, братья Тобилевичи, Мария Заньковецкая… Сегодня в городе работает шесть государственных театров.
В истории музыкальной культуры Одесса известна как город, подаривший миру великих музыкантов ХХ века – Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера. Здесь основана и продолжает активно воспитывать музыкантов всемирно известная школа имени профессора Петра Столярского.
Одесса – город, с которым связано творчество великих художников, среди которых Иван Айвазовский, Кириак Костанди, Василий Кандинский… В нашем городе сформировалась всемирно известная южнорусская живописная школа, эстетика которой близка к французскому импрессионизму.
С Одессой связано литературное творчество многих всемирно известных писателей: Александра Пушкина, Николая Гоголя, Ивана Бунина, Александра Куприна, Шолом Алейхема, Владимира Жаботинского, Хаима Нахмана Бялика, Исаак Бабеля…
Мировую ценность имеют собрания одесских музеев. Археологический музей, начало которому было положено в 1825 году, обладает уникальными собраниями экспонатов, связанных с эпохой античности, отражающих культуру народов дикого поля. Бесценной сокровищницей является его золотая кладовая. В экспозиции и фондах Художественного музея – великолепная коллекция православных икон, шедевры русской и украинской живописи ХУШ – ХХ веков. Музей западного и восточного искусства известен уникальными работами Караваджо, Хальса и других выдающихся мастеров.
Прошлое Одессы отражено в экспозициях Историко-краеведческого и Литературного музеев.
Одесса – город, в котором была создана первая в Украине кинофабрика. Здесь снял свои первые картины выдающийся мастер мирового кино Александр Довженко.
В истории мировой науки Одесса известна как город, в котором работали ученые с мировым именем – великий химик Менделеев, великий биолог Мечников, великий физик Гамов, первый конструктор космических кораблей Королев, выдающийся математик Крейн, выдающийся врач-офтальмолог Филатов…
Есть города, которые обладают неповторимым архитектурным обликом. Одессе среди них принадлежит особая роль. Ее архитектурные памятники уникальны, многие из них признаны шедеврами мирового зодчества.
И сегодня Одесса продолжает оставаться крупнейшим научным и культурным центром, городом студентов, жемчужиной Юга Украины.
Материал подготовлен начальником управления по вопросам культуры и искусств Бродавко Р.И.
Туризм и отдых
Морские пляжи, целебная грязь лиманов и минеральные источники привлекают в Одессу много отдыхающих.
Курортная зона Одессы протянулась на десятки километров по берегу Чёрного моря. Один из самых популярных курортно-развлекательных районов Одессы — Аркадия. На его территории расположены санатории, дома отдыха, а также водолечебница, курортная поликлиника, туристическая база, гостиницы и многочисленные рестораны, созвездие крупных ночных клубов и других увеселительных заведений, работающих в курортный сезон 24 часа в сутки.
Курортная зона Одессы протянулась на десятки километров по берегу Чёрного моря. Один из самых популярных курортно-развлекательных районов Одессы — Аркадия. На его территории расположены санатории, дома отдыха, а также водолечебница, курортная поликлиника, туристическая база, гостиницы и многочисленные рестораны, созвездие крупных ночных клубов и других увеселительных заведений, работающих в курортный сезон 24 часа в сутки.