Solar paradise

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 03.05.2024, 22:45
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Nymphetamine, kosta  
Солнечный Рай - Форум » Николаев » Николаев - Город Корабелов » Тайна двух капитанов (Знаменитые люди (и не очень) Николаева)
Тайна двух капитанов
kostaДата: Среда, 22.10.2008, 11:23 | Сообщение # 1
Вот и освоился
Группа: Модераторы
Сообщений: 263
Награды: 2
Репутация: 12
Статус: Offline
Почти все мы в детстве захватывались приключенческими книгами, поэтому тяжело найти человека, который в свое время не зачитывался романом В.Каверина "Два Капитана". Те, кто интересовался историей написания этой книги, знают, что она основана на реальных событиях, а то, что прообразом капитана Татаринова со шхуны "Святая Мария" стал Георгий Брусилов, уроженец г.Николаева, на самом деле мало кто догадывается...
Июль 1912. Возле причала Санкт-Петербургского порта готовится к отплытию белоснежная парусно-паровая шхуна, построенная в Англии в 1867 г. специально для поисков следов экспедиции Дж. Франклина, исчезнувшей 20 лет назад. Переходя из рук в руки, корабль менял свои названия, именуясь "Ньюпорт", "Бланкатра", "Пандора -2". Под именем "Святая Анна" она принадлежала лейтенанту Русского флота Георгию Львовичу Брусилову, уроженцу г. Николаева, который приобрел шхуну для коммерческой экспедиции по изучению зверобойного промысла во время прохода северным морским путем из Атлантического океана в Тихий...
Жизнь семьи Брусиловых была очень тесно связано с Николаевом. Они считались своеобразной элитой не только из-за своего происхождения. Можно сказать, что история яхт-клуба - современной визитной карточки города, начинается из этих людей.
Родился Георгий, или как его называли дома ёра, 6 мая 1884 года в Николаеве. Мать мальчика - Екатерина Константиновна Панютина родилась в дворянской семье. Отец, как и его братья, был военным. И хотя, в отличие от своей жены, отец Георгия не был потомственным дворянином, он сделал прекрасную карьеру. В Николаеве Лев Алексеевич занимает должность адъютанта Главнокомандующего Черноморским флотом и портами Черного моря. В семье, кроме ёры было еще трое детей: две старшие девочки Татьяна и Ксенья и младший Сергей.
Отец Георгия - Лев Алексеевич, имел двух братьев Алексея и Бориса. Поэтому знаменитому генералу Алексею Брусилову Георгий Львович приходится племянником. Вообще то родственные связи сыграли немалую роль в жизни молодого Георгия Брусилова. К сожалению, не всегда его отношения с семьей были теплыми, приобретая зачастую сугубо деловой характер. Вопреки этому он им обязан всем том, что имел. А возможно и всем, что потерял.
Начальное образование ёра приобретает в Николаеве; потом учится в Петербургском морском кадетском корпусе. Закончил он его в разгар Российско-японской войны в 1905 году. После выпуска молодой мичман направлен на Далекий Восток. Там Георгий принимает участие в морских операциях - сначала на миноносцах, а потом на крейсере "Богатырь". Именно на нем Георгий Брусилов по окончанию войны без единой царапины возвратился через Суэц и Гибралтар в г. Кронштадт. В 1910 г. Георгия переводят в Главное гидрографическое управление, и он принимает участие в гидрографических экспедициях по Северо-Ледовитому океану на двух теплоходах - "Таймыр" и "Вайгач".
Кое-кто из исследователей считает, что во время дальних плаваний Георгий Брусилов получил прекрасную морскую подготовку. Кое-кто думает, что опыт лишь одного года нельзя считать достаточным и он слишком мал. Но как к тому не подходи, только сам капитан уверен в себе: в начале 1912 г. он начинает готовиться к самостоятельной экспедиции. Но что его побудило к этому?
Отец Георгия Брусилова к тому времени уже три года как умер, и его семья ощущала некоторые материальные трудности. А значит, молодой руководитель экспедиции практически не имел за душой ни копейки. Поэтому он был вынужден обратиться за помощью к своим родственникам. Дядю Борис Алексеевич согласился помочь племяннику, собственно, средства предоставила его жена - баронесса Анна Паризо Де Ла Валетт. Георгий взял годовой отпуск и занялся подготовкой.
Для начала планировалось отправиться в путешествие на двух кораблях - это было бы менее рискованным. Но смета была очень ограниченной - для покупки судов выделили лишь 20 тысяч рублей. А русское правительство, поощряя развитие отечественного судостроения, облагало судна приобретенные за границей, слишком большими налогами. Только за купленную в Англии "Пандору" нужно было переплатить 12 тысяч. И баронесса, судя по всему, считала дополнительные траты лишними, поэтому пришлось отказаться от задуманного и приобрести только один корабль.
Еще один интересный факт - чтобы бы отправить экспедицию было организовано что-то наподобие акционерного общества. Но в последний момент дядя Борис поставил условие - никаких компаньонов. Поэтому из объединения вышел лейтенант Николай Андреев - друг Брусилова, который во время путешествия должен был выполнять функции второго офицера. Возможно, именно из-за обиды на это Николай в последний момент отказался брать участие в экспедиции, что также сыграло немаловажную роль в ее дальнейшей судьбе.
Купленную шхуну в честь главного мецената переименовали в "Святую Анну". Интересно, что параметры шхуны, изложенные в разных источниках по-разному. Поэтому разной есть и оценка возможностей корабля - от "хлипкой шхуночки" до "одного из лучших кораблей того времени". Дело в том, что цифры которые по обыкновению указываются в литературе - мощность паровой машины всего 40 лошадиных сил и скорость - 5, 5 узлов - касаются шхуны "Бланкатра" по публикациям 19 века. Позже вместе с новым именем корабль получил и обновленное оборудование. В газете "Новое время" от 18 июля 1912 г. напечатано интервью старшего помощника капитана Андреева. Из этой статьи видно, что "Святая Анна" имела довольно сильную для ее корпуса машину, наверное, поставленную уже в ХХ веке, вместо менее мощной.
"Нас встретил старший помощник капитана, лейтенант Николай Андреев, провел в салон, рассказал о цели экспедиции... "Святая Анна" построена в 1867 году, грузоподъемность ее 231 тонны, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход -7-7,5 узлов..."
На закупку всего необходимого выделили еще 70 тысяч рублей. Подготовка к экспедиции продолжалась. Хлопот у Георгия Львовича перед отплытием было немало. Сухари. Мука. Сушеные овощи. Шерстяное белье. Полярная одежда. Керосин. Солонина. Галеты. Рис. Уголь. Патроны... Все это нужно закупить на полтора года из расчета на 30 членов экипажа. Но все это приобреталось с большой трудностью. Об экспедиции знает вся Россия, пишут газеты. Она считается богатой. Поставщики уверены, что блестящий офицер на цены обращать внимания не будет Ц деньги запрашивают баснословные. И никто не знает, с каким скрипом дяди Борис Алексеевич их выделяет. Не от хорошей жизни в газетах было дано объявление о сдаче кают - все желающие приглашались на морскую прогулку вдоль берегов Скандинавии к Александровску - на Ц Муроме и Архангельска. А оттуда шхуна должна была уже выйти в открытое море.
Именно тогда на борту "Святой Анны" появляется женщина. Ерминия Жданко. Семьи Брусиловых и Жданко знакомы были давно, а 21- летняя Ерминия, дочь петербургского генерала, близко дружила с сестрой Георгия Ксеньей. В Петербург она прибыла незадолго до отхода шхуны - лечиться. Доктора рекомендовали девушке свежий морской воздух для более скорого выздоровления. Вечером в доме Брусиловых Георгий Львович предложил ей принять участие в путешествии. 22 июля она напишет своему отцу:
"Дорогой мой папочка! На мое счастье оказалось, что и Ксения здесь... я в них просидела вечер, и они предложили мнет одну экскурсию, которую мнет ужасно хочется проделать, но если только ты не будешь недоволен. Дело вот в чем: Ксенин брат купил пароход, шхуну, кажется. Она парусная, но при ней есть паровая машина, я не совсем понимаю, но ты, наверное, сообразишь. Вон устраивает экспедицию в Александровск и приглашает пассажиров (было даже объявление в газетах), так как довольно много кают. Займет это недели две-три, а вот Александровска, я бы возвратилась по железной дорогое"
Получив разрешение родителей, Ерминия Жданко вместе со своей подругой Леной занимает одну из кают. 10 августа блестящая белоснежная "Святая Анна" с шумом простилась с берегами Петербурга.


Наливное солнце на блюдце
Превращает тень в дым,
А я и не успел оглянуться,
Как стал седым.
За моей спиной метели
Хороводят дни в век.
Все, что я искал еле-еле
Легло, как снег
 
kostaДата: Среда, 22.10.2008, 16:43 | Сообщение # 2
Вот и освоился
Группа: Модераторы
Сообщений: 263
Награды: 2
Репутация: 12
Статус: Offline
Гидротехт Борис Фан-дер-Флис
Среди строителей Николаева выделялся своими заслугами инженер-гидротехник Борис Васильевич Фан-дер-Флис. Он отдал строительству на юге свыше пятидесяти лет жизни, сооружая здания, порты, эллинги и т.п.
В 1802 году Борис Васильевич был командирован в Тулу для разработки проекта и постройки нового Тульского Оружейного завода. С 1806 по 1814 гг. он занимался постройкой Ивановского канала, моста через реку Улу и других гидротехнических сооружений.
С 1814 года Фан-дер-Флис снова на юге; он занимался составлением проектов морских сооружений не Таврическом полуострове.
В 1819 году Б.В. Фан-дер-Флиса переводят в Николаев гидротехтом Черноморских портов Морского ведомства. В этом же году по поручению вице-адмирала А.С.Грейга Фан-дер-Флис разработал проект Спасского самотечного водопровода от Фонтана в Каменном саду ("Сухой Фонтан") до Адмиралтейства протяженностью 1683 сажени (около 3 километров). Водопровод предполагалось сделать из чугунных труб, но проект оказался слишком дорогим, и Фан-дер-Флис переработал его под керамические трубы. В 1820 году Грейг послал проект водопровода на утверждение царю, но Александр I умер, не успев его рассмотреть. Впоследствии водопровод был построен инженером Рокуром по переработанному проекту.
Из построек, сооруженных Фан-дер-Флисом во время его службы в Николаеве, наиболее заслуживают внимания маяк на острове Тендра, паровая лесопильная машина в николаевском адмиралтействе, эллинг для постройки стопушечных кораблей (там же), Морская астрономическая обсерватория (1821 - 1827 гг.). Николаев обязан Фан-дер-Флису своим благоустройством: он разработал первый план замощения, озеленения и освещения Адмиральской и Соборной улиц. Им же разбит морской бульвар над Ингулом.
В эти же годы Фан-дер-Флис строил на Днепре деревянные пристани, построил в Херсоне каменный бассейн и ряд других сооружений Морского ведомства.
В 1828 году Фан-дер-Флиса перевели в Одессу "портовым гидротехтом". В последствии он стал инспектором гидротехнических работ. Он построил набережную внизу Приморского бульвара, Практический, Карантинный и Новопавловский молы, занимался благоустройством города.
В 1839 году Б.В. Фан-дер-Флис числился чиновником 6-го класса (коллежский советник), награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени за выслугу лет. Прослужил в общей сложности в России около 52 лет.
Умер Б.В. Фан-дер-Флис в Одессе 16 марта 1846 года, прожив почти 84 года.


Наливное солнце на блюдце
Превращает тень в дым,
А я и не успел оглянуться,
Как стал седым.
За моей спиной метели
Хороводят дни в век.
Все, что я искал еле-еле
Легло, как снег
 
Солнечный Рай - Форум » Николаев » Николаев - Город Корабелов » Тайна двух капитанов (Знаменитые люди (и не очень) Николаева)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

500

Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz