Мужские игры
Ученые нашли причину роста компьютерной зависимости среди мужчин
Компьютерные игры — вещь, конечно, забавная, но редкая женщина, забыв о детях и работе, будет проводить все свое свободное время, проходя очередной уровень виртуальной стрелялки или бродилки. Картина же, когда солидный глава семейства ночи напролет таращит глаза в монитор и играет в Counter-Strike, не вызывает особого изумления. Однако видеть причину такого пристрастия к компьютерным играм только в инфантильности и жажде мужчин «поиграть в войнушку» не следует. Ученые из калифорнийского Стэнфордского университета установили, что у мужчин компьютерные игры активизируют области мозга, отвечающие за удовольствие, в гораздо большей степени, чем у женщин.
Доктор медицинских наук Аллан Рейс и профессор психиатрии и бихевиоризма Говард Роббинс при участии инженеров создали специальную программу, прохождение которой помогло исследователям выявить закономерности работы головного мозга мужчин и женщин во время игры на компьютере. В центре экрана находилась вертикальная линия (стена), справа от нее появлялись десять мячиков, кликая на которые участник сдвигал стену вправо и выигрывал территорию на экране. Если же мячик касался стены до того, как по нему кликнули, стена двигалась влево и игрок, соответственно, терял территорию. 11 девушек и 11 молодых людей, принимавших участие в исследовании, играли 24-секундные раунды. При этом испытуемые подвергались магнитно-резонансному исследованию, то есть все реакции, происходившие в мозгу участников во время игры, фиксировались аппаратурой.
Внешнее наблюдение за поведением участников показало, что женщины на протяжении всей игры нажимали на кнопки мыши с одинаковым усилием, тогда как мужчины с каждой последующей секундой кликали мышкой чаще и сильнее. Подобное поведение натолкнуло ученых на мысль, что молодые люди быстрее втягиваются в игру и ведут себя более азартно в игровых ситуациях, связанных с завоеванием. К тому же магнитно-резонансный анализ показал повышение активности мозга именно в той части, которая отвечает за радость и привязанность. Однако нарастание активности мужского мозга напрямую зависело от количества завоевываемой территории. Тогда как мозг женщин одинаково воспринимал как потерю, так и приобретение территории. И только у мужчин три области мозга (прилежащее ядро, амигдала и орбитофронтальная кора), взаимодействуя в одной цепи, оказывали друг на друга большое влияние. Что самое интересное, чем активней происходило это взаимодействие, тем выше были результаты игры.
Такую особенность мужского мозга доктор Рейс объяснил не столько с позиции нейрофизиологии, сколько с точки зрения эволюционной теории. Нервная система мужчин, формировавшаяся на протяжении тысячелетий борьбы за выживание, заставляет представителей сильной половины человечества испытывать радость от завоевания территории, так что победа в ходе игры, предусматривающей территориальный выигрыш, мотивирует мужчин продолжать игру и вызывает у них ощущение эйфории. А так как практически все компьютерные игры строятся на принципе завоевания и соревнования, мужчины гораздо легче женщин впадают в зависимость от видеоигр. «Возникновение зависимости от компьютерных игр вероятнее всего у мальчиков-подростков, — рассказал РБК daily психотерапевт, доцент кафедры психосоматологии РУДН, преподаватель Института психотерапии и клинической психологии Владимир Есаулов. — Если девушки предпочитают чаты и другие социально ориентированные виды программ, целью которых является общение, молодые люди больше любят ролевые игры, стрелялки и бродилки, смыслом которых становится завоевание и соревнование, что создает ощущение всемогущества и самодостаточности. Именно ролевые игры в наибольшей степени побуждают человека отстраниться от реальности и полностью сосредоточиться на игре». «Игры нового поколения способны создать ощущение реального присутствия, а эффекты, используемые в этих программах, сегодня приближены к спецэффектам кино, — рассказал РБК daily ведущий разработчик ПО компании NeedForTrade Дмитрий Варгин. — Кроме того, игры по Сети с такими же людьми помогают самореализоваться и заменяют живое общение».
Кроме того, ученые обнаружили, что шутеры от первого лица обладают наибольшей силой затягивания. Специфика здесь в том, что такой ракурс провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. «Игровая зависимость характерна утерей чувства меры и появлением необходимости как можно больше времени проводить у компьютера, — отметил Владимир Есаулов. — Человек перестает интересоваться окружающей действительностью и все чаще уходит в виртуальный мир. У таких людей возникают игровые запои сродни алкогольным — игрок просиживает за компьютером сутки напролет. Если же у него просто отобрать компьютер, начнется настоящая ломка: истерики, депрессии, апатия вплоть до суицидальных настроений. Поэтому, как и любая зависимость, игромания лечится только под контролем специалиста». Так, по данным психолога Дитера Шпанхеля, 10—14% игроков от общего количества компьютерных пользователей находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. У них ежедневная продолжительность игры составляет 14—18 ч. В общем, тяга мужчин к компьютерным играм хоть и заложена самой природой, имеет свойство перерождаться из приятного увлечения, приносящего радость, в болезненную зависимость.