Solar paradise

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.05.2024, 22:15
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Tvister  
Солнечный Рай - Форум » Одесса » Одесса - Южная Столица » Мосты Одессы
Мосты Одессы
TvisterДата: Понедельник, 20.10.2008, 20:05 | Сообщение # 1
Админинстратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1252
Награды: 5
Репутация: 41
Статус: Offline
Мосты Одессы

В Одессе немало мостов. В начале XIX века над Военной балкой, проходившей от Греческой площади, пересекая Дерибасовскую, на ул. Гаванную, отделяя Горсад от Ланжероновской улицы, в Военную гавань были построены первые мосты.

Первый в 1810 году сооружён на Ланжероновской улице, а в 1811-м - второй, на Дерибасовской. Мосты просуществовали недолго. Вскоре балку укоротили, в верховьях она была неглубокой, при этом мост на Ланжероновской просто засыпали, он лежит под мостовой, а на Дерибасовской его разобрали. На месте Военной балки появились Гаванная улица и Военный спуск, над которыми построили каменный трёхарочный мост в 1836 году. Строительством руководил военный инженер А. М. Казаринов. Мост назван Сабанеевым в честь героя Отечественной войны 1812 года генерала Сабанеева.

Карантинная балка тоже была замощена и превращена в два спуска в порт - Польский и Карантинный. А на улицах соорудили мосты. Сначала по улицам Базарной, Успенской, Троицкой и четвёртый - на Еврейской. Эти четыре моста, подобно Ланжероновскому, впоследствии оказались погребёнными при частичной засыпке балки. Часть балки была использована для постройки Ремеслянной улицы.

В 1824 году сооружён мост на Почтовой улице. Строительство вёл купец Новиков.

В 1853 году через балку по Греческой улице началось строительство арочного моста из каменных блоков длиной в 110 метров, который был построен только в 1863 г. (архитектор Ю. Гонсиоровский). Это фактически два моста, искусно соединённых насыпью. Назван в честь новороссийского генерал-губернатора графа Строганова. В наши дни после сноса старого и постройки нового Строгановский мост представляет собой железнодорожную конструкцию, сохранившую от прежнего только решётку.

22 августа 1892 года появился ещё один мост, последний над Карантинной балкой - по улице Полицейской - назван в честь генерал-губернатора края Коцебу. В центре моста отлитый в чугуне старый герб Одессы.

Над самой длинной балкой, Водяной, было построено несколько мостов. В 1818 г. по Разумовскому и Бугаевскому спуску - Разумовский. В 1837 - Дальницкий мост, а по Виноградной улице - Михайловский.

В наше время на ул. Фрунзе (ранее и ныне Балковская улица) сооружён огромный железобетонный мост.

В 1967 г. город украсился двумя крупнейшими путепроводными мостами. Один из них - составная часть Морского вокзала. Второй - на Овидиопольском шоссе, через железнодорожные пути. Путепровод назван Ивановским.

Ещё один мост обогатил город над бывшем спуском Ж. Лябурб, соединив Приморский и Комсомольский бульвары. Одесситы назвали его "Тёщиным".

* * *

К числу любопытных достопримечательностей Одессы следует отнести её мосты. И дело вовсе не в том, что это какие-то особые, нигде ранее не виданные архитектурные сооружения. Напротив, можно даже говорить, что ничего особенного, на первый взгляд, в этих мостах практически нет, особенно если вспомнить знаменитые мосты Праги, Лондона, Парижа, С.-Петербурга и многие другие, известные на весь мир свой красотой и изяществом. Однако вспомним, для какой цели служили и служат данные архитектурные шедевры: как правило, чтобы переправиться с одного берега реки на другой. Но ведь в Одессе реки нет, если не считать, конечно, ту, которая проистекает на Пересыпи. Впрочем, она, разумеется, не в счёт.

Можно только выразить восхищение талантом одесских архитекторов XIX в., сумевших на сложной пересечённой местности создать во всех отношениях удобный для жизни город, где естественные недостатки ландшафта переросли в несомненные достоинства архитектурного облика. Мосты Одессы в этом смысле яркое тому подтверждение.

Из сохранившихся до наших дней мостов выделим те, которые расположены в центральной части города: Новиков, Сабанеев, Строгановский и Коцебу. Все они объединены единством цели - служить для удобства коммуникаций как по балкам. Военной и Карантинной, с одной стороны, так и воссоединять собой разбитые этими же балками улицы, с другой. Но каждый из них имеет свою яркую и неповторимую историю.

Старейшим из каменных мостов Одессы (ибо надо отметить, что были и десятки других - деревянных) почитается Новиков мост, сооружённый в 1822-1824 гг. по проекту знаменитого одесского учёного и инженера Жюста Гаюи. А построен он был по инициативе купца Новикова, выступавшего также подрядчиком при его сооружении. Любопытно, что Новиков, наряду с общественным интересом, преследовал и сугубо личную корысть, так как, помимо прочего, являлся ещё и владельцем канатного завода, кстати, давшего, в свою очередь, название Канатной улице. Так вот, данный мост и призван был непосредственно связать указанный завод с центром города по Почтовой улице, переименованной впоследствии в Жуковского. Впрочем, Новиков проявил при его сооружении столько энергии и распорядительности, что отнюдь не случайно этот арочный однопролетный мост, перекинутый через Канатную балку, получил его имя.

Не менее интересен второй по старшинству одесский мост - Сабанеевский, пожалуй, самый узнаваемый из всех благодаря кинематографу. Сколько на его трехарочном фоне было отснято сцен трудно сказать, но то, что по количеству большевистских похорон, сцен насилия и самых разнообразных погонь, от телег до автомобилей, вряд ли найдётся равный Сабанеевскому мосту, можно утверждать почти с уверенностью. Однако все эти сцены снимаются внизу, в Военной балке, через которую он и проложен, тогда как на поверхности мост выглядит более чем миролюбиво и, можно сказать, благородно и монументально. Здесь вряд ли уместно снимать большевистский либо бандитский разгул, но вот вид юного одессита, который тащит футляр со скрипкой в близлежа щую школу имени Столярского, даёт ощущение порази тельной гармонии.

Мост Сабанеева был построен в 1831-1836 гг. военным инженером Казариновым по проекту инженера Уптона и назван по предложению графа М. С. Воронцова в честь известного участника суворовских походов, одного из первых библиофилов Одессы генерала И. В. Сабанеева.

Строгановский мост - наиболее протяжённый из всех, его длина составляла 120 метров, а высота свыше 13 м, он являлся рекордсменом не только в пространстве, но и во времени. Он был задуман для соединения Греческой улицы ещё в 40-х гг. XIX столетия, но все предлагаемые конструктивные системы, от лёгких подвесных до массивных каменных, не были одобрены в Петербурге, где выдвинули проект архитектора Маевского. Строительство было начато в 1851 г. и закончено только с приходом одесского архитектора Гонсиоровского в 1863 г. По сути дела, до своей реставрации в 70-х гг. нынешнего столетия мост не был единым строением и делился как бы на две неравномерные части: трёхарочного моста над Польским спуском и двухарочного над Левашовским, соединявшихся посредством высокой насыпи шириной 15 метров.

Можно сказать, судьба Строгановского моста наименее удачлива из всех. Его долгое сооружение в веке прошлом и не менее долгая реконструкция в веке нынешнем порядком поднадоели одесситам, что, однако, отнюдь не говорит о его нецелесообразности и ненужности, скорее, о прямо противоположном.

Четвёртым из сохранившихся мостов является мост Коцебу, сооружённый архитектором Ландесманом в 1890-1892 гг. Металлический каркас для его конструкции был изготовлен в Париже, а в Одессе только собран и установлен. Соединив Полицейскую улицу, он, так же, как и Строгановский и Новикова мосты, расположен над Карантинной балкой. Назван был мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862 по 1874 год, к слову, очень много сделавшего для Одессы, но, по курьёзному совпадению, отвергнувшего проект строительства моста на Полицейской улице в период своего правления.

Между тем, говоря о мостах, построенных в веке прошлом, нельзя не вспомнить о единственном, сооруженном в веке нынешнем. Этот огромный пешеходный мост между Приморским и Комсомольским бульварами был возведен в 1968-1969 гг. по проекту архитектора Владимирской и инженера Кириенко. Один Господь Бог знает есть ли у этого не лишённого изящества и оригинальных инженерных воплощений моста официальное название, но в Одессе он известен исключительно как Тёщин мост. Злые языки утверждают, что городу данная дорогостоящая конструкция, практически не имевшая и не имеющая никакого коммуникационного значения, понадобилась ввиду любви тогдашнего коммунистического начальника области к тёщиным блинам. А так как зять и тёща жили на разных бульварах, то променад в пятьсот метров окружным путём по мосту Сабанеева показался им нестерпимо долгим. Вот так и появилась идея создания прямого пешеходного моста. Ну да это злые языки. А так стоит себе мост, вроде бы сильно никому не помогает, но сильно и не мешает. И, по здравому рассуждению, всё равно бы те деньги и тот вложенный труд по ветру пустили, теперь же нет-нет да пройдутся люди по мосту. Тем более, что вид с него на Одесский порт очаровательный.


Морщины должны обозначать только те места, где раньше были улыбки. (с) Марк Твен
 
Солнечный Рай - Форум » Одесса » Одесса - Южная Столица » Мосты Одессы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

500

Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz